Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС ДО) для родителей!
1 сентября 2013 года вступил в силу новый закон
«Об образовании в Российской Федерации», в
котором впервые дошкольное образование
В соответствие с новым законом /п. 6 ч. 1 ст. 6/
устанавливается
федеральный государственный
образовательный стандарт дошкольного образования
/ФГОС ДО/. Введение Стандарта связано с необходимостью
стандартизации содержания дошкольного образования,
чтобы обеспечить каждому ребенку равные стартовые
возможности для успешного обучения в школе.
Предмет регулирования Стандарта - отношения
в сфере образования, возникающие при
реализации образовательной программы
дошкольного образования.
Стандарт представляет собой «совокупность
требований, обязательных при реализации
основных образовательных программ
дошкольного образования /ООП ДО/
образовательными учреждениями, имеющими
государственную аккредитацию».
С официальным приказом о введении в действие ФГОС ДО и текстом Стандарта можно ознакомиться на сайте
Стандарт написан для всех участников образовательного процесса /педагогов, воспитанников, их родителей
/законных представителей/, общественности, социальных партнеров/.
Целью Стандарта является:
Повышение социального статуса дошкольного образования;
Обеспечение государством равных возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного
образования;
Обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства
обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования,
их структуре и результатам их освоения;
Сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня
дошкольного образования.
Стандарт выдвигает три группы требований:
К структуре основной образовательной программы дошкольного образования;
К условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования;
К результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования.
Новый документ ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку
через игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства
и сохраняется сама природа дошкольника. Ведущими видами детской
деятельности должны стать : продуктивная, игровая, двигательная,
коммуникативная, познавательно-исследовательская и др. каждому
виду детской деятельности будут соответствовать определенные формы
работы с детьми. Изменяется способ организации детских видов
деятельности: не руководство взрослого, а совместная /партнерская/
деятельность взрослого и ребенка. Стандарт не допускает
использования учебно-дисциплинарной модели образования в ДО.
На основе Стандарта и с учетом примерных программ дошкольного образования, в дошкольной организации будет
разработана своя основная образовательная программа дошкольного образования. Программа обеспечивает развитие
личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных,
индивидуальных психических и физиологических особенностей.
Стандарт дошкольного образования не предусматривает проведения промежуточной и итоговой аттестации детей.
Результаты освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования,
представляющих собой личностные качества, которые должны выступить основаниями преемственности
дошкольного и начального общего образования и обеспечить психологическую готовность ребенка к школе.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
Инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности;
Способность выбирать себе род занятий;
Уверенный в своих силах, способен к принятию собственных решений, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и другим;
Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми;
Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других;
Обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда;
Обладает чувством собственного достоинства;
Обладает развитым воображением, любознателен;
Владеет разными видами и формами игры, умеет подчиняться правилам и социальным нормам;
Достаточно хорошо владеет устной речь, может выражать свои мысли, желания;
Может выделять звуки в словах, есть предпосылки грамотности;
Развита крупная и мелкая моторика;
Подвижен, владеет основными движениями, может их контролировать и управлять ими;
Способен к волевым усилиям;
Может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире;
Знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п..
Документ ориентирует на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не сторонними наблюдателями.
В соответствии с ФГОС ДО Организация обязана:
Информировать родителей /законных представителей/ и общественность относительно целей дошкольного образования;
Консультировать родителей /законных представителей/ по вопросам образования и охраны здоровья детей;
Обеспечить открытость дошкольного образования;
Создать условия для участия родителей /законных представителей/ в образовательной деятельности;
Обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
Создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями /законными представителями/ детей вопросов, связанных с реализацией Программы.